Устройство для измерения удара о воду
CNR-INM, Италия
Габриэле Рабикини

Первые пять минут я думал, что это какая-то шутка. Мы с Алессандро знакомы очень давно, и я привык получать от него совершенно невероятные запросы. Алессандро как всегда говорил очень быстро, и я смог уловить только несколько общих моментов: «Самолет…  удар о воду на скорости 50 м/с… рельсы как у американских горок… Пусковая установка из восьми канатов для роуп-джампинга… Удар будет измеряться матрицей миниатюрных датчиков давления и тензометров ...».

Система сбора данных при ударе о воду

Кандидат технических наук Алессандро Яфрати обратился ко мне за помощью. Ему требовалась система сбора данных для испытания удара о воду, и чем больше он говорил, тем глубже я осознавал всю серьёзность его намерений. Алессандро работает в подразделении Итальянского национального совета исследований (Consiglio Nazionale delle Ricerche — CNR) и занимается испытаниями морского транспорта с использованием как вычислительных, так и экспериментальных подходов. Институт проводит исследования кораблей, винтов, устройств возобновляемой энергии и т. д.

Самолет и вода... Алессандро имел в виду финансируемый ЕС проект FP7-SMAES («Интеллектуальный самолет в чрезвычайных ситуациях»), запущенный после аварийной посадки на воду рейса 1549 авиакомпании US Airways, также известной как «Чудо на Гудзоне». Проект направлен на лучшее понимание динамики самолета и взаимодействия жидкости с конструкцией во время удара о воду. Когда Алессандро позвонил мне в самом начале проекта, вычислительные подходы к проектированию и сертификации самолетов не были полностью надежными. Поэтому требовались полномасштабные испытания и сбор данных для дальнейшей разработки проекта и проверки вычислительных методов нового поколения.

Оборудование для испытания удара о воду на высокой скорости спроектировали и построили в исследовательском центре CNR-INM (бывшем Институте морских технологий INSEAN). Этот центр, основанный в 1927 году, расположен в юго-западном пригороде Рима, и в нём трудятся более 120 ученых, инженеров и техников.

Новое испытательное оборудование позволило CNR-INM выполнить управляемые ударные испытания пластин обшивки и 
 прочих конструктивных элементах, изготовленных из алюминия или композитных материалов. Условия эксперимента были предложены одним из партнеров проекта (Airbus Defence and Space, Мадрид), что помогло преодолеть ряд важных ограничений, которые всегда возникают при испытаниях масштабированных моделей и не позволяют охватить всю физическую картину. Совсем недавно объект был повторно использован в рамках ещё одного финансируемого ЕС проекта H2020-SARAH («Повышенная безопасность и надежная сертификация для посадки на воду самолетов и вертолетов»).

Оборудование для испытания удара о воду на высокой скорости выглядит как вагонетка американских горок, установленная вверх дном на рельсах, ведущих прямо в воду.

Направляющая конструкция длиной 64 метра и вагонетка над испытательным бассейном

Оборудование для измерения удара о воду на высокой скорости

Оборудование позволяет проводить испытания с горизонтальной скоростью от 30 до 50 м/с. Оно состоит из направляющей конструкции общей длиной около 64 метров, подвешенной на пяти креплениях над 470-метровым испытательным бассейном. Направляющую можно наклонять для достижения постоянной вертикальной составляющей скорости 1,5 м/с, независимо от горизонтальной составляющей.

Испытуемые образцы и все контрольно-измерительные приборы помещаются в контейнер, плотно закреплённый в вагонетке, идущей по рельсам. Общая масса контейнера с образцом и аппаратурой составляет около 200 кг, и 900кг — вместе с вагонеткой.

Вид сверху на испытательное оборудование

Вагонетка приводится в движение пусковой установкой из 8 тяжелых эластичных канатов. Канаты прикреплены к U-образной планке, которая захватывает вагонетку и ускоряет ее до конечной скорости. Это довольно массивная конструкция, поскольку U-образная планка весит около 300 кг, а каждый эластичный канат — около 130 кг. Чтобы исключить влияние системы ускорения, незадолго до точки удара о воду у пусковой установки срабатывает тормоз, и вагонетка входит в воду без посторонней помощи. При контакте с поверхностью мощная струя воды распространяется по всей поверхности тестируемой пластины.

Для целей проектов SMAES и SARAH эксперимент заканчивается, когда струя воды — и соответствующие пики давления — достигают переднего края пластины. В момент удара модели о поверхность огромное количество воды вырывается из бассейна и во все стороны летят брызги — действительно фантастическое зрелище, которое можно наблюдать вечно. Этот эффект, а также сопротивление воды обеспечивают высокую горизонтальную нагрузку, которая снижает скорость вагонетки к концу направляющей. Оставшуюся часть энергии поглощают колеса вагонетки.

Пусковая установка с помощью лебёдки вытягивает вспомогательную вагонетку, удерживающую основную вагонетку гидравлическими клещами. Вспомогательная вагонетка оснащена двумя храповыми механизмами, которые используются во время запуска для удержания системы с помощью зубцов, расположенных на рельсах. Точка расцепления выбирается таким образом, чтобы достичь желаемой скорости удара и компенсировать потерю прочности упругих канатов. По соображениям безопасности управление испытанием происходит удаленно снаружи здания, а храповые механизмы и точку расцепления помогают контролировать две веб-камеры.

Система измерения и сбора данных на модели

Для проведения испытаний контейнер оснащается бортовой системой сбора данных, управление которой происходит через удалённый компьютер. Измерительная система состоит из надежного промышленного регистратора данных SBOX, компьютера с твердотельным накопителем объёмом 100 ГБ, 4 системами SIRIUS (8 аналоговых каналов, 8 цифровых каналов и 1 CAN) и одной системой  DEWE-43A (8 аналоговых каналов, 8 цифровых каналов и 2 порта CAN).

Системы сбора данных Dewesoft, установленные на тестируемой модели

Измерения проводились с помощью:

  • датчиков давления (до 30 датчиков, Kulite XTL 123B, полный диапазон 2МПа, частота выборки 200 кГц);
  • вибрационных акселерометров (Kistler M101 и Kistler M301A, диапазон 1000 г, частота выборки 200 кГц);
  • тензодатчиков (одноосные или двухосные датчики в зависимости от конкретного образца, частота выборки 200 кГц).

Суммарные силы, действующие на пластину, измеряются 4 датчиками нагрузки для вертикальных компонент (Kistler 9343A) и 2 датчиками для горизонтального направления (Kistler 9363A).

И Алессандро, и я знали, что технология SIRIUS DualCoreADC© оптимальна для получения сигнала как от тензодатчиков, так и от миниатюрных датчиков давления благодаря отличному соотношению между сигналом и шумом (160 дБ). 40 аналоговых каналов обеспечивают идеальную синхронизацию при частоте выборке 200 кГц. Технология помогает получить плавный сигнал во время удара о воду и даёт возможность  визуализировать развитие волны давления вместе с напряжениями материала и общей вертикальной нагрузкой.

Технология формирования сигнала SIRIUS DualCoreADC® с динамическим диапазоном 160 дБ

В начале проекта я не был полностью уверен, что наши системы сбора данных могут пережить такой механический удар как при начальном ускорении, так и при окончательном замедлении с помощью колёс. Кроме того, в случае повреждения водонепроницаемой защиты вода, попавшая внутрь, могла бы привести к серьёзным поломкам измерительного оборудования.

Все показания хранятся в мощном регистраторе данных SBOX и передаются в конце испытания на удаленный компьютер через стандартную беспроводную локальную сеть. Перед началом сбора данных проверяется функциональность каналов, зарядное устройство и доступное пространство на диске. Несмотря на то, что соединение Wi-Fi всегда остаётся активным, подключение к удалённому компьютеру прерывается на время испытания, чтобы предотвратить случайные команды, которые могут остановить сбор данных. Подключение возобновляется в конце испытания, чтобы остановить сбор данных и загрузить полученную информацию.

Визуализация результатов испытаний, включая видео с веб-камер

Наконец, модель с приборами ускоряется до горизонтальной скорости 47 м/с. Удар о воду действительно очень сильный: даже снаружи слышен страшный шум, а записи с камер подтверждают, насколько впечатляющее зрелище представляет собой этот эксперимент.

Этот уникальный эксперимент стоил нам огромных трудов и множества бессонных ночей.
Слова Алессандро после завершения испытаний

Позже выяснилось, что даже он сомневался в осуществимости проекта:

Я не верил, что приборы Dewesoft смогут точно измерить показания во время такого сильного удара о воду, но в итоге мы провели несколько испытаний и собрали и проанализировали гигабайты данных, не потеряв ни одного образца. Полученная информация была очень полезна для партнеров, а наше испытательное оборудование зарекомендовало себя как чрезвычайно точное и надёжное.

Во время испытаний прочная алюминиевая обшивка получила лишь незначительные повреждения. Алессандро Яфрати был доволен — и теперь я с волнением жду его нового невероятного проекта.

Алессандро Яфрати и алюминиевая обшивка, повреждённая после удара о воду

High-Speed Ditching Facility
CNR-INM – National Research Council - Institute of Marine Engineering - Italy
By Gabriele Ribichini

I thought it was a joke - at least for 5 minutes. Alessandro and I have known each other for a very long time and I’m by now well trained to receive funny requests from these guys. Alessandro was talking fast, as usual, and I could catch only a few keywords from his speech: “airplane… impacting at 50m/s... roller coaster rail ... catapult using eight bungee jumping ropes... the impact in the water will be measured by a matrix of miniaturized pressure sensors and strain gauges...”. 

Data acquisition system for water crash

The scientist Ph.D. Alessandro Iafrati called me for help for a measurement data acquisition system for water crash test and the more he was talking the more I realized he was not joking - and I felt like thrilled. Alessandro is working for the National Research Council of Italy, Consiglio Nazionale delle Ricerche (CNR), at an institute doing research in the marine and maritime contexts using both computational and experimental approaches. Research is oriented to ships and propellers systems, renewable energy devices and stuff like that.

Airplane and water… He was referring to an EU funded project, FP7-SMAES (Smart Aircraft in Emergency Situations) motivated by the aircraft accident and the emergency landing of the US Airways Flight 1549, an incident also known as “Miracle on the Hudson”. The project’s aimed at better understanding the aircraft dynamics and the fluid-structure interaction during the impact with the water. At the time when he called me at the beginning of the project, the computational approaches to aircraft design and certification were not fully reliable. Tests were needed to provide a wide dataset to support the development and the validation of a new generation of computational methods.

Within this context, a new High-speed ditching facility had been designed and built at headquarters of CNR-INM, which is the former INSEAN Marine Technology Research Institute, Istituto Nazionale per Studi ed Esperienze di Architettura Navale. Established in 1927, it is located in a south-western suburb of Rome and staffed with more than 120 researchers, engineers, and technicians.

The new facility enabled CNR-INM to execute guided ditching tests on plates and structural components made of either aluminum and composite materials. The experimental conditions were suggested by one project’s partner (Airbus Defence and Space, Madrid) in order to overcome the important limitation of scaled model tests which do not allow to capture all the physics involved. More recently, the facility has been reused within the Eu funded project H2020-SARAH (increased SAfety & Robust Certification for the ditching of Aircraft & Helicopters).

The testing facility, now named High-Speed Ditching Facility, finally looks like a roller coaster trolley mounted upside-down on a rail, and the rail is leading straight into the water.

The 64-meter-long guiding structure and the trolley above the pool at the HSDF

High-Speed Impact Facility

The HSDF facility is able to perform tests at a horizontal velocity in the range 30 to 50 m/s. The facility is composed by a guiding structure with a total length of about 64 meters suspended by five supports over one of the ends of a towing tank 470 m long. The guide can be inclined in order to achieve the same vertical velocity component, 1.5 m/s, independently of the horizontal component. 

The specimens to be tested are firmly connected to a box containing all the instrumentation which is towed by the trolley running along with the guide. The total mass of the box with the specimen and all the instrumentation is about 200 kg, whereas the total mass of trolley and box together is about 900 kg. 

A top view of the High-Speed Ditching Facility

The trolley is accelerated by a catapult made by 8 heavy elastic cords. The cords are attached to a U-shaped bar which embraces the trolley and accelerates it to the final speed. This is a rather massive component as the U-shaped bar is about 300 kg and each elastic cord is about 130 kg. In order to prevent any interference of the acceleration system on the test, shortly before the impact point the braking system on the U-shaped bar enters into play and the trolley is left to freely impact the water. When the plate touches the water, a jet develops which propagates along with the plate. 

For the purpose of the SMAES and SARAH project activities, the experiment is over once the jet roots - and the corresponding pressure peaks – arrives at the forward edge of the plate. At that moment, the flow is free to move upwards and an intense spray develops which hits the advancing model – a splash that would bring out the child in anyone. This effect, along with the flow associated to the displacement of the water in front of the model, provides the high horizontal loading needed to reduce the speed of the model before the end of the guide. In the last portion of the guide, a set of tires is used to absorb the remaining energy. 

The catapult is charged by a winch that tow an auxiliary trolley holding the main trolley through a pincer kept closed by a hydraulic piston. The auxiliary trolley is equipped with two ratchets which are used at the launch time to hold the system locked onto the teeth located at a regular distance along with the guide. The release point is selected in order to achieve the desired impact speed and to compensate in this way the loss of strength of the elastic cords. For safety reason, the facility is operated remotely from outside the building and two web cameras are used to monitor the ratchets and the release point. 

Measurement and Data Acquisition System on Board

For the tests, the box is equipped with an onboard data acquisition system which is operated through a remote desktop computer. The measurement system is composed by a rugged industrial-grade SBOX data logger and PC with a 100 GB SSD, 4 SIRIUS DAQ systems (8 analogic channels, 8 digital channels, and 1 CAN) and one DEWE-43A DAQ system (8 analogic channels, 8 digital channels and 2 CAN ports). 

The Dewesoft data acquisition systems mounted on the model to be tested

Measurements are made in terms of:

  • pressure sensors (up to 30 probes, Kulite XTL 123B, 300 psi full-scale range, sampled at 200 kS/s),
  • vibration accelerometer sensors (Kistler M101 and Kistler M301A, 1000 g range, sampled at 20kS/s) and
  • strain gages (single-axis or biaxial rosettes depending on the specific specimen, sampled at 20 kS/s).

The total forces acting on the plate are measured by 4 load cells for the vertical components (Kistler 9343A) and 2 cells for the horizontal direction (Kistler 9363A). 

Both Alessandro and I knew the SIRIUS DualCoreADC© technology was mandatory here to get the best of the signal both from strain gauges and miniaturized pressure transducers due to the best SNR available (160dB). The 40 analog channels are required in perfect synchronization at a sample rate of 200 kS/s to get a smooth signal during the impact and to be able to visualize pressure wave evolution on the impact surface together with material stresses and total vertical load.

SIRIUS DualCoreADC® signal-conditioning technology with 160 dB dynamic range

At the beginning of this project, I didn’t know for sure if our DAQ systems could survive such mechanical shock during both the initial acceleration and the final deceleration and impact to the tires. Moreover, in case of failures of the waterproof casings during the impact, the water flowing in may cause serious damages. 

All the data are stored into the powerful SBOX data logger and transmitted at the end of the test to a remote computer via standard wireless LAN. The acquisition is started and channels functionality, battery charger, and available disk space are checked before the loading of the catapult commences. Even though the wifi connection is always active during the test, the remote desktop connection is closed during the test to prevent accidental commands that could stop the acquisition. The remote desktop is reactivated at the end of the crash to stop the acquisition and download the data.

Visualization of test results, including video monitoring images

Finally, the model with instruments was launched up to 47 m/s horizontal velocity. The impact is quite dramatic: from outside, the noise is quite scary and indeed the recorded movies confirm how impressive is the testing phase and the water displacement during the final stage of the test.

It was very hard to lead the complete development and testing phases of this unique testing facility, so many nights spent working
Alessandro concluded when tests were done 

It turned out, even he had doubted the feasibility of the project:

I could not really believe that Dewesoft instruments could measure so accurately during such shock, but finally several tests were performed and GB of data were stored and analyzed - not a single sample was lost. The acquired data was very useful for our partners and our unique facility is now very accurate and reliable - and has become very popular.

During some tests, the thick aluminum foil was hardly deformed at all. Alessandro Iafrati was happy - and I am now waiting to be thrilled once again with his next unbelievable, splashing water project.

Scientist Ph.D. Alessandro Iafrati with aluminum foil affected by the impact of water