Для охраны здоровья и безопасности потребителей и пользователей производители любых оборудований и устройств обязаны следовать регламентам, таким как, например, Директива ЕС о безопасности машин и оборудования (2006/42/EC), которые требуют измерения и декларации звуковой мощности их продукции — от игрушек, принтеров и бытовой техники до промышленных приборов и строительных машин. Звуковая мощность также применяется при таких инженерных задачах, как создание звукового дизайна продукта.

Данное примечание по применению описывает процедуру измерения уровня звуковой мощности с помощью решения Dewesoft Sound Power. Объект, участвующий в испытании, представляет собой стандартный ноутбук, а измерения проводятся в соответствии с ISO 3744 в полубезэховой камере.

Звуковая мощность vs. акустическое давление

Источники звука, например, оборудование, излучают звуковую мощность, что создает акустическое давление. Акустическое давление представляет собой поддающееся измерению следствие, в то время как звуковая мощность является причиной. В отличие от акустического давления звуковая мощность не зависит от акустики окружения, шум от других источников или особой точки измерения. Звуковая мощность, таким образом, помогает производить количественное измерение шума продукта.

Звуковая мощность определяется как общее количество акустической энергией, излучаемой источником звука за единицу времени, а единицами измерения служат ватты. Звуковая мощность продуктов (LW) подлежит измерению на предмет соответствия международным стандартам и законам. Уровень звуковой мощности является предпочтительным для измерения, поскольку он постоянен, сопоставим и наиболее подходит для управления шумом, поскольку результаты, как правило, представлены в дБ.

Методы измерения шума, передающегося по воздуху, излучаемого ИТ и телекоммуникационным оборудованием, например, ноутбуком, указаны в ISO 7779:2018 «Акустика: измерение шума, передающегося по воздуху, излучаемого ИТ и телекоммуникационным оборудованием». Для утоления потребностей конкретного оборудования или применения производителями и пользователями применялось широкое разнообразие методов. Такое различие методов во многих случаях сделало сравнение количества излучаемого шума затруднительным. Стандарт ISO 7779 упрощает подобные сравнения и служит основой для декларации уровней излучения шума такого ИТТ-оборудования.

Стандарт, используемый для декларации излучения акустического шума ИТ-технологий, — это стандарт ISO 9296:2017 «Акустика: декларация значений шумовых излучений компьютерного и производственного оборудования». Этот стандарт применим к информационным технологиям и телекоммуникационному оборудованию и указывает на:

  1. для партии оборудования метод определения значений:
    • средний уровень звуковой мощности по A-взвешиванию, подлежащий декларации (LWA, м);
    • средний уровень акустического давления излучаемого звука по A-взвешиванию, подлежащий декларации (LpA, м);
    • статистический сумматор для проверки (Kv);
    • статистический уровень звуковой мощности на верхней границе по A-взвешиванию (LWA, с);
  2. способ подачи акустической информации и информации о продукте пользователям,
  3. метод проверки значений излучения шума, которые указываются в декларации.

Во избежание излишних ограничений на существующих предприятиях и нежелательного опыта указываются три базовых стандарта в области излучения шума для определения уровня звуковой мощности. ISO 3741 содержит описание сравнительных измерений в ревербационной тестовой камере. ISO 3744 и ISO 3745 содержат описания измерений в свободном пространстве с отражающей панелью. Можно выбрать любой из трех базовых стандартов в области излучения шума можно и применить его в точности так, как описано в настоящем документе, при определении уровней звуковой мощности оборудования.

Устройство, участвующее в испытании уровня звуковой мощности

Ноутбук (Dell Inspiron 17R) проходил испытания в соответствии с ISO 3744. Данный стандарт предполагает измерения в специальной тестовой камере во избежание нежелательных отражений измеряемого звука и шумообразования тестируемого устройства, или в свободном уличном пространстве, предназначенном для испытаний. В данном случае испытание проводится в полубезэховой камере на ноутбуке в разных режимах работы:

Бездействие — спящий режим

  • Минимум: минимальный шум при бездействии ноутбука (режим энергосбережения Windows)
  • Сред.: средний шум при бездействии ноутбука (режим энергосбережения)
  • Максимум: максимальный шум при бездействии ноутбука (режим высокой производительности)

Работа

  • Сред.: средний шум при высоком уровне использования системы компьютера (3D Mark 2006, режим высокой производительности)
  • Максимум: максимальный возможный шум при большой загрузке системы (режим высокой произволительности, 100% загрузка ЦП и видеокарты, поскольку тестовые инструменты, например, Prime95 и Furmark, нагружают ЦП).

Особенности

В тихом помещении человеческое ухо может слышать фоновый шум, который должен составлять до 28 дБ. Разговор при нормальной громкости доходит до 60 дБ. Все эти значения зависят от расстояния до источника шума. Таким образом, датчик необходимо закрепить на постоянном расстоянии от объекта испытаний. Измерения приведут к получению ясных и сопоставимых друг с другом результатов.

Измерения представляются в графической форме и могут проходить субъективную оценку:

  • Ниже 30 дБ: едва различимый
  • До 35 дБ: различимый, но не отвлекающий. Идеальный уровень шума для ноутбука, на котором запущены офисные программы.
  • До 40 дб: четко различимый и может стать отвлекающим фактором через какое-то время.
  • До 45 дБ: может быть неприятным пользователю, если тот находится в тихом помещении. Приемлимый уровень при игре.
  • Свыше 50 дБ: шум выше указанного уровня является слишком высоким для комфортной работы

Сбор данных и настройка параметров для измерения звуковой мощности

Во многих случаях условия свободного пространства с отражающей панелью можно воссоздать в полубезэховой камере. Такие камеры особенно подходят для обнаружения и улучшения отдельных источников шума при разработке продукта. В данном случае настройка параметров измерений вне и внутри полубезэховой камеры включает в себя:

Систему сбора данных

Датчики

ПО

  • пакет DEWESoft X2 DSA с плагином Sound Power (звуковая мощность)

Настройка набора Hemisphere (полусфера)

В данном случае используется набор-полусфера от G.R.A.S с 10 микрофонами и радиусом 1,36 метра. Расстояне от источника звка до микрофонов составляет 1 метр. Сетку легко собрать, если следовать приложенному руководству по установке. Все приготовления были завершены в течение приблизительно 30 минут.

Сначала мы собрали и соединили металлические шесты в форме полусферы. На следующем этапе в нужные точки в соответствии со стандартом были установлены микрофоны. Сетка поддерживает 10 или 20 микрофоном, поэтому для крепежа микрофона необходимо выбрать правильное расположение. Положение должно соответствовать стандарту, а в самом наборе расположения для упрощенного обозначения отмечены маленькими шурупами разных цветов.

Микрофоны

10 кабелей BNC длиной 10 метров каждый использовались для связи с измерительным оборудованием за пределами полубезэховой камеры. Такое размещение играет важную роль в сведении фонового шума к минимуму. В микрофоны встроены чипы TEDS, поэтому программа Dewesoft автоматически записала коэффициенты калибровки после подключения.

Весь процесс сбора данных занял приблизительно 10 минут. Мы проводили измерения в трех разных режимах работы ноутбука, минимальное время одного измерения составило 20 секунд (в соответствии со стандартом).

Настройка программы звуковой мощности

Соответствующая настройка была выбрана из раскрывающегося меню (ISO 3744, полусфера). Точное положение (x, y, z) 10 микрофонов, установленных вокруг источника звука в радиусе 1 метра отображается в таблице, а также в виде изображения. Барометрическое давление было измерено и указано, а метод фонового измерения (корректировка K1) был выбран дополнительно.

Экран измерения звуковой мощности и визуализация данных

Плагин для измерения звуковой мощности в программе Dewesoft X предлагает инструкции для всех этапов операции. Сначала производится измерение фонового шума при выключенном источнике звука (ноутбуке). Затем ноутбук включают, выбирают режим бездействия или режим активного использования системы и производят измерения. В соответствии со стандартом на каждом этапе сбор данных необходимо осуществлять по меньшей мере в течение 20 секунд. Командная кнопка (зеленая) позволяет осуществлять нужное взаимодействие (измерить фоновый шум, начать сбор данных). Текстовые поля ниже отображают сообщения о состоянии измерений и предупреждения.

Отчет о звуковой мощности и результаты измерений

Конечные результаты измерений в соответствии с ISO 3744 представляют собой уровни звуквовой мощности в частотных полосах в метеорологических условиях, указанных для времени и места испытания, рассчитанных на основе поверхностного, усредненного по времени уровня акустического давления с поправкой на фоновый шум, влияние испытательной среды и площади измерения.

Уровни шума ноутбука 17 дюймов в соответствии с измерениями являются очень хорошими. Шум от ноутбука был различим в любое время из-за постоянной работы вентилятора. Тем не менее, во время бездействия шум был крайне мал (32 дб (А)). В данном случае скорость вентилятора является более-менее постоянной и, как следствие, оборудование подходит для офисной среды. Жесткий диск способен производить некоторые неприятные звуки за счет шума от головок чтения/записи: во время активного использования был записан шум 37.6 дБ (А). При самой высокой производительности ноутбука Dell Inspiron 17R шум повышается до 40.4 дБ (A) (нагрузочные испытания CPU+GPU-FurMark). При запуске игры или 3DMark 2006 измерения подтвердили средний уровень звуковой мощности, равный 36.4 дБ (А). Тем не менее, в данных случаях скорость вентилятора также является постоянной, а раздражающие колебания отсутствуют.

Погода Солнечно
Температура [°C]: 22
Давление [кПа]: 1000
Относительная влажность [%]: 45
Длительность измерения [с]: 20
K1 [дБ]: 1.30
K2 [дБ]: 0.00

 

Частота [Гц] Lw (сред.) [дбА]
100 11.4
125 6.14
160 4.81
200 7.65
250 11.18
315 15.58
400 20.47
500 26.84
630 30.07
800 29.52
1000 31.89
1250 32.22
1600 31.56
2000 29.73
2500 29.51
3150 27.51
4000 25.69
5000 24.95
6300 23.99
8000 23.28
10000 22.7

Отчет об уровне звуковой мощности

Номер проекта: 000002
Описание проекта: Уровень звуковой мощности ноутбука, подключенного к источнику электронэнергии
Дата измерения: 14.7.2015
Компания: Dewesoft d.o.o.
Версия отчета: 1.0
Стандарт: ISO 3744
Место проведения измерений:  
Ответственное лицо: Dewesoft
Тип оборудования: Ноутбук
Описание оборудования:  
Длина [м]: 0.27
Ширина [м]: 0.028
Высота [м]: 0.41
Скорость измерения [оборотов в минуту]: 3963.00
Дополнительная информация: Ноутбук подвергся проверке производительности FurMark 1.16.0.0 (см. Приложение А)
Высокоточный измеритель звуковой мощности: Dewesoft
Измерительные усилители: Sirius ACC
Полусфера: G.R.A.S. (1 м)
Микрофоны: G.R.A.S.
ПО для записи и анализа данных: DEWESoft X2 SP3
Калибратор: калибратор G.R.A.S
Расположение микрофонов: полусфера
Радиус [м]: 1
Кол-во микрофонов: 10
Тип камеры: полубезэховая

Дополнительные источники информации об измерении уровня звуковой мощности от Dewesoft

To ensure the health and safety of consumers and users, producers of almost any kind of machinery or device are required by regulations, e.g. the Noise and machinery directive of EU (2006/42/EC), to measure and declare the sound power of their products - anything from toys, printers and white goods to industrial tools and construction machinery. Sound Power is also used in engineering tasks such as product sound design.

This application note describes how to perform a sound power level measurement with the Dewesoft Sound Power solution. The object under test is a laptop computer, a standard notebook and the measurement is done according to ISO 3744 in a semi-anechoic chamber.

Sound power vs. sound pressure

Sound sources such as machinery radiate acoustic power, and this creates sound pressure. Sound pressure the measurable effect, but sound power is the cause. Unlike sound pressure, sound power does not depend on the acoustics of the surroundings, the noise from other sources or a specific measuring position. Sound power is therefore useful to quantify the noise of a product.

Sound Power is defined as the total sound energy radiated by a sound source per unit time, and the unit of measurement is the watt. The sound power of products (LW) needs to be measured to adhere to international standards and legislations. The sound power level is the preferred measurement as it is consistent, comparable, and more useful for noise control engineering – results are usually reported in dB.

Methods for the measurement of airborne noise emitted by information technology and telecommunications (ITT) equipment, such as the laptop, are specified in ISO 7779:2018 Acoustics — Measurement of airborne noise emitted by information technology and telecommunications equipment. A wide variety of methods have been applied by manufacturers and users to satisfy specific equipment or application needs. These diverse practices have, in many cases, made a comparison of noise emission difficult. ISO 7779 simplifies such comparisons and is the basis for the declaration of the noise emission levels of ITT equipment.

The standard used for declaration of acoustic noise emissions of IT equipment is the ISO 9296:2017 Acoustics – Declared noise emission values of computer and business equipment. This standard applies to information technology and telecommunications equipment and specifies:

  1. for a batch of equipment, the method for determining the values,
    • the declared mean A-weighted sound power level (LWA,m);
    • the declared mean A-weighted emission sound pressure level (LpA,m);
    • the statistical adder for verification (Kv);
    • the statistical upper-limit A-weighted sound power level (LWA,c);
  2. how acoustical and product information is to be supplied to users,
  3. the method for verifying the noise emission values that are declared.

Three basic noise emission standards for determination of the sound power levels are specified in order to avoid the undue restriction on existing facilities and experience. ISO 3741 specifies comparison measurements in a reverberation test room; ISO 3744 and ISO 3745 specify measurements in an essentially free field over a reflecting plane. Any of these three basic noise emission standards can be selected and used exclusively in accordance with this document when determining sound power levels of a machine.

The device under sound power level test

The notebook – a Dell Inspiron 17R - was tested according to ISO 3744. Measurements made to this standard are conducted in specialist test chambers which prevent unwanted acoustic reflections being measured along with the noise output of the device under test or in free-field outdoor test environments. In this case, the test is done in a semi-anechoic chamber with the laptop in different states of performance:

Idling - sleep

  • Minimum: minimum noise emission while the laptop is idle (Windows power plan: “Energy Saving”
  • Medium: Average noise emission recorded while the laptop is idle (Power Plan: “Energy Saving”)
  • Maximum: Highest noise emission measured while the laptop is idle (Power Plan: “High Performance”)

Operating

  • Medium: Average noise emission while the computer is running at a high level of system use. (3D Mark 2006, Power plan: Power Plan: “High Performance”)
  • Maximum: Highest possible noise emission while the system is under heavy load (Power Plan: “High Performance”, 100% CPU and GPU usage - for the test tools such as Prime95 and Furmark load the CPU).

Considerations

In a quiet room, the human ear can hear background noise, which should amount to around 28 dB. A conversation at a normal volume ranges at 60 dB. All these values are dependent on the distance from the source of the noise. Therefore, the gauge has to be fixed into place at a constant distance from the test object. This way the measurements provide clear results which are comparable to each other.

The measurements are presented graphically and can be judged subjectively:

  • Under 30 dB: Barely audible
  • Up to 35 dB: Audible but not distracting. The ideal level of noise emission for laptop running office programs.
  • Up to 40 dB: Clearly audible and might be distracting after a while.
  • Up to 45 dB: Might disturb the user if s/he is in a quiet room. Still acceptable while playing games.
  • Over 50 dB: Notebook emissions over this level are uncomfortably loud

Data acquisition and measurement setup for sound power measurement

In many cases, free-field conditions over a reflecting plane can be realized by hemi-anechoic rooms. These rooms are particularly useful during product design to locate and to improve individual contributing noise sources. In this case, the measurement setup outside and inside the hemi-anechoic chamber included:

Data acquisition system

  • SIRIUS modular DAQ system - SIRIUSi-HD-16xACC, USB-based, 16-channel IEPE/Voltage unit with 24-bit Sigma-Delta ADC and 200 kS per second sampling rate

Sensors

Software

  • DEWESoft X2 DSA package Sound Power plugin

Hemisphere kit setup

In this case, a hemisphere kit from G.R.A.S. with 10 microphones and a radius of 1.36 meters was used. The distance from the sound source to the microphones was 1 meter. The grid is very simple to assemble following the attached instruction manual. Everything was prepared and ready within approximately 30 minutes.

First, the metal sticks were assembled and attached together to create the hemisphere structure. The next step was to put the microphones in the right positions according to the standards. The grid supports 10 or 20 microphones, so the right positions for the microphone mounting have to be chosen. The positions had to be aligned with the standards and the hemisphere kit provides assistance as the locations are marked with small screws of different colors.

Microphones

10 BNC cables each of which was 10 meters long were used enabling the measurement equipment to be placed outside of the semi-anechoic room. This is important for reducing background noise to a minimum. The microphones had TEDS chips, so the Dewesoft software automatically noted the calibration factors after plugging in.

The whole data acquisition process took us approximately 10 minutes. We measured the laptop in three different states, the minimum measurement time for one measurement was 20 seconds (according to standard).

Sound power software setup

The conferring setup was chosen from the dropdown menu (ISO 3744, hemisphere). The exact positions (x, y, z) of the 10 microphones mounted around the sound source in 1m radius is shown in a table as well as in a visual representation. The barometric pressure was measured and entered, and the background measurement (K1 correction) method was additionally selected.

Sound power measurement screen and data visualization

The Sound Power-Plugin in the Dewesoft X software provides guidance throughout the procedure. Firstly, the background noise measurement is done, with the sound source (the laptop) switched off. Then the laptop is switched on, configured to “idle mode” or “high system use”, and the measurement is performed. According to the standard, data must be collected for at least 20 seconds at each step. The action buttons (green) allow interaction (Acquire background, start acquisition). The text boxes below show status messages and warnings.

Sound power report and results

The final result of the ISO 3744 measurements is the sound-power level in frequency bands for the meteorological conditions at the time and place of the test, calculated based on surface time-averaged sound pressure level with a correction for background noise, influence of the test environment and the area of the measurement surface.

The noise levels of the 17-inch notebook were determined to be very good. The laptop was all the time audible because the fan never stops spinning. However, during idle the noise is very low at 32 dB(A). In this scenario, the fan speed is more or less constant and therefore well-suited for an office environment. The hard drive can be somewhat disturbing with the clatter of the read/write heads, 37.6 dB (A) were measured during high activity. At the highest performance of the Dell Inspiron 17R, the noise rises to 40.4 dB (A) (stress test CPU+GPU-FurMark). When playing a game or running 3DMark 2006, we measured a moderate sound power level of 36.4 dB (A). However, in these cases, the speed of the fan is also constant and there is no annoying pulsation.

Weather Sunny
Temperature [°C]: 22
Pressure [kPa]: 1000
Relative humidity [%]: 45
Measurement duration [s]: 20
K1 [dB]: 1.30
K2 [dB]: 0.00

 

Frequency [Hz] Lw (avg) [dBA]
100 11.4
125 6.14
160 4.81
200 7.65
250 11.18
315 15.58
400 20.47
500 26.84
630 30.07
800 29.52
1000 31.89
1250 32.22
1600 31.56
2000 29.73
2500 29.51
3150 27.51
4000 25.69
5000 24.95
6300 23.99
8000 23.28
10000 22.7

Sound power level report

Project number: 000002
Project description: SPL of the laptop with power supply
Date of measurement: 14.7.2015
Company: Dewesoft d.o.o.
Report version: 1.0
Standard: ISO 3744
Location of measurement:  
Responsible person: Dewesoft
Machine type: Laptop
Machine description:  
Length [m]: 0.27
Width [m]: 0.028
Height [m]: 0.41
Fan speed [RPM]: 3963.00
Additional information: The laptop was running under performance test FurMark 1.16.0.0 (same as in Appendix A)
High-precision sound power meter: Dewesoft
Measuring amplifiers: Sirius ACC
Hemisphere: G.R.A.S. (1 m)
Microphones: G.R.A.S.
Data recording and analysis software: DEWESoft X2 SP3
Calibrator: G.R.A.S calibrator
Microphone position: Hemisphere
Radius [m]: 1
The number of microphones: 10
Type of room: Semi-anechoic

Additional Sound Power Level measurement resources by Dewesoft