Автор Грант Малой Смит, эксперт по сбору данных

Прочитав эту статью, вы больше узнаете про регистраторы данных и:

  • выясните , что такое регистраторы данных на самом деле;
  • узнаете об основных функциях и возможностях регистратора данных;
  • поймете , чем регистраторы данных отличаются от систем сбора данных.

Готовы? Начинаем!

Что такое регистратор данных?

По сути регистратор данных — это небольшой и относительно недорогой автономный записывающий прибор, отслеживающий и регистрирующий данные в режиме реального времени (например, напряжение, температуру, ток). Регистратор выбирают вместо системы сбора данных, когда условия использования не требуют высокоскоростной записи, но важна ее длительность. Регистраторы данных дешевле систем сбора данных.

Регистраторы — это настоящие «рабочие лошадки», которые могут регистрировать происходящее в течение нескольких дней, недель или даже лет, неустанно записывая миллионы единиц данных на протяжении длительного времени. Этот процесс обычно называют регистрацией данных.

Регистраторы данных имеют следующие характеристики:

  • частота выборки,
  • типы входов,
  • количество каналов,
  • хранение данных,
  • продолжительность записи,
  • пользовательский интерфейс,
  • локальное наблюдение,
  • система питания,
  • стоимость.

Подробнее о регистраторах данных и системах сбора данных:

В чем разница между регистраторами данных и системами сбора данных?
Что такое системы сбора данных?

Частота выборки регистратора данных

Регистраторы данных в основном предназначены для медленных сигналов, т.е. параметров, мало изменяющихся за долгий период времени. Некоторые регистраторы данных предназначены для отслеживания сбоев и коротких замыканий, которые могут не возникать вовсе в течение нескольких дней, недель или месяцев. Любое физическое или электрическое явление, которое может быть преобразовано в электрический сигнал, может быть записано регистратором данных (разумеется, в пределах его пропускной способности). 

Типичная частота выборки регистраторов данных — от 1 до 100 выборок в секунду на канал. Это довольно медленно по сравнению с современными цифровыми системами сбора данных. Регистраторы данных могут собирать информацию так долго как раз из-за небольшого числа выборок в секунду.

Типы входов

DATAQ data logger model DI-1110Регистратор данных DATAQ, модель DI-1110
Изображение предоставлено компанией DATAQ Instruments 

Встроенные в регистраторы данных входы датчиков за редким исключением ограничены напряжением, током 4–20 мА, температурой, влажностью и импульсными сигналами. Часто используются клеммы с винтовым креплением, потому что они остаются в одном положении в течение нескольких месяцев или лет и сигнальные соединения не очень часто меняются.

Выходы на токовую петлю 4–20 мА распространены среди широкого спектра промышленных датчиков, включая те, что контролируют уровень воды, влажность, температуру, давление, положение открытой/закрытой двери, датчики метеостанций и сотни других.

Подробнее о датчиках:

Что такое датчики и чем они управляют

Количество каналов

Регистраторы данных обеспечивают от 1 до 32 входных каналов, хотя наиболее распространены модели с числом каналов от 4 до 8. Некоторые модели предлагают 100 и более каналов. Довольно немного областей применения регистраторов данных требуют большого количества каналов, хотя они и существуют. Поддерживать большое количество каналов может широкий ряд регистраторов.

Например, современные цифровые системы сбора данных Dewesoft с числом каналов от 1 до 1000.

Dewesoft DAQ Systems


Регистраторы данных с небольшим количеством каналов

Одним из регистраторов с небольшим количеством каналов является GL240 производства Graphtec Corporation. Он оснащен десятью многофункциональными аналоговыми входными каналами, каждый из которых может быть настроен на напряжение, ток или температуру.

The Graphtec GL240 model data logger

Модель регистратора данных GL240
Изображение предоставлено компанией Graphtec Corporation

Модель GL240 имеет встроенный экран и простой пользовательский интерфейс, очень похожий на пульт дистанционного управления телевизором. Данные могут поступать во внутреннюю оперативную память или на флэш-накопитель. Собранные данные могут передаваться на главный компьютер через локальную сеть, USB или дополнительный беспроводной интерфейс. Когда регистрация идет по всем 10 каналам, может быть записано до 10 выборок в секунду. 

Регистраторы данных с большим количеством каналов

Примером регистраторов данных с большим количеством каналов является серия 2680 производства Fluke Corporation. На каждом шасси может быть установлено от 20 до 120 каналов, и несколько систем могут быть соединены вместе через TCP/IP по локальной сети. 

Fluke data logger model 2680

Модель регистратора данных Fluke 2680
Изображение предоставлено компанией Fluke Corporation

Это самый современный регистратор данных с чрезвычайно эффективной гальванической развязкой и другими возможностями, выходящими далеко за рамки обычного регистратора, поэтому его стоимость также значительно выше.

Как и большинство моделей, это автономный регистратор данных, но он также может быть подключен к главному компьютеру для расширения функциональности.

Хранение данных

Регистраторы данных обычно хранят записанные данные в собственной внутренней энергонезависимой памяти, которая затем загружается на внешний компьютер для анализа. Эта память часто измеряется в килобайтах или мегабайтах (некоторые регистраторы позволяют использовать флэш-накопители USB, а значит в таких системах можно хранить гигабайты данных). Это возможно из-за низкой частоты выборки регистраторов данных: даже если вы записываете 100 каналов со скоростью 1 выборка в секунду с 16-битным разрешением (требуется 2 байта на выборку), это всего лишь 

100 * 1 * 2 = 200 выборок/с

200 выборок * 3600 с = 720 000 выборок/ч

После записи данные могут быть выгружены во внешние системы для длительного хранения и анализа.

Благодаря низким частотам выборки регистраторы данных могут вести запись на протяжении нескольких дней или даже недель и месяцев.

Некоторые регистраторы оснащены жесткими проводными интерфейсами (USB или Ethernet) для передачи данных во внешнюю систему наблюдения. Все больше регистраторов включает возможность потоковой беспроводной трансляции.

Современные цифровые системы сбора данных Dewesoft  оснащены встроенными SSD-накопителями для регистрации данных, которые позволяют им хранить, отображать и анализировать гигабайты информации.

Dewesoft DAQ Systems

Пользовательский интерфейс

Обычно регистраторы данных не имеют никакого интерфейса вообще или оборудованы простым числовым дисплеем. Некоторые модели, такие как GL240 выше, имеют относительно сложный экран, способный отображать осциллограммы и числа. 

Поскольку они находятся на одном и том же месте, записывая данные в течение нескольких недель или месяцев подряд, в наблюдении за ними нет такой необходимости, как например для непродолжительных, высокоскоростных измерений с использованием современной системы сбора данных. 

Некоторые регистраторы данных оснащены веб- или HTTP-интерфейсом, поэтому подключившись к ним через локальную сеть и набрав IP-адрес в веб-браузере, пользователь сможет отслеживать значения в квазиреальном времени.

Системы сбора данных Dewesoft обеспечивают удобную регистрацию данных и широкие возможности их визуализации.

Большинство регистраторов данных включает драйверы для таких сред программирования, как DASYLab® и LabVIEW® — решений программирования, предлагаемых National Instruments. С их помощью инженеры могут создать собственный программный интерфейс для аппаратного обеспечения регистратора данных. Некоторые компании, специализирующиеся на системах сбора данных, предоставляют аналогичные драйверы для этих программ, хотя чаще всего они используют собственные готовые приложения.

Наблюдение в режиме реального времени

 Extech data logger with LCD numeric displayРегистратор данных с жидкокристаллическим числовым экраном
Изображение предоставлено  компанией Extech

Некоторые регистраторы данных обеспечивают возможность оперативного наблюдения на встроенном ЖК-экране с числовыми значениями. Другие оснащены проводным или беспроводным интерфейсом, с помощью которого другой компьютер может получить доступ к данным в режиме реального времени. Если таких возможностей у регистратора нет, то для доступа к данным через внешний компьютер часто необходимо дожидаться остановки измерений.

После измерений данные обычно выгружаются на внешний компьютер для анализа. Некоторые регистраторы позволяют осуществлять наблюдение в режиме реального времени с помощью проводного или беспроводного соединения.

Система питания

Типичный маленький регистратор данных — это работающий на батарейках, маломощный электрический прибор. Многие из них ввиду своего низкого энергопотребления могут работать в течение нескольких часов без какого-либо внешнего источника питания. Однако регистраторам с длительным временем записи требуется внешний источник. Источники питания небольших регистраторов данных обычно имеют вход постоянного тока, в то время как более крупные настольные модели имеют вход переменного тока.

Стоимость регистраторов данных

Недорогой регистратор данных может стоить всего 100 долл. США. Регистраторы данных среднего ценового сегмента стоят 500–3000 долларов.

Регистраторы для конкретных шин данных

Для регистраторов данных обычно не применяют стандартные отраслевые протоколы измерительной аппаратуры вроде MODBUS и CAN BUS. Однако ситуация меняется, и внедрение этих интерфейсов постепенно расширяется.

Modbus — это бесплатный протокол связи, изобретенный компанией Schneider Electric. Он широко используется в системах диспетчерского управления и сбора данных (СКАДА), а также с программируемыми логическими контроллерами (ПЛК) для промышленного применения. Его физический уровень — RS485, который легко реализовать и поддерживать. Этот протокол теперь управляется Modbus Organization.

Controller Area Network (CAN), локальная сеть контроллера, более известная как шина CAN, первоначально была разработана как протокол обмена сообщениями, позволяющий микроконтроллерам (таким как ЭБУ) в автомобилях взаимодействовать друг с другом без необходимости централизованного компьютера. Первоначально он был представлен компанией Robert Bosch GmbH, немецким поставщиком автомобильных систем.

Однако сегодня, благодаря стандартизации ISO и широкому признанию в этой крупной мировой отрасли, он используется в различных сферах, включая аэрокосмическую промышленность, общую автоматизацию, робототехнику и даже медицинскую промышленность (для управления протезами конечностей).

Системы сбора данных все эффективнее взаимодействуют с CAN, как считывая данные с датчиков на шине, так и записывая их обратно. Системы сбора данных Dewesoft являются отличным примером: вся линейка решений поддерживает CAN.

Dewesoft предлагает высокоскоростные системы сбора данных с CAN- и CAN FD-шинами, которые могут записывать данные от 2, 4 или даже 8 систем шины CAN одновременно.

Dewesoft CAN bus data loggers and data acquisition systemsСпециализированные системы сбора данных с интерфейсами шины CAN от Dewesoft

Каждый CAN-порт на этих моделях Dewesoft изолирован и использует высокоскоростной стандарт CAN 2.0B. Следует отметить, что в дополнение к этим выделенным CAN-модулям, CAN-интерфейсы могут быть добавлены практически в любую систему сбора данных Dewesoft.

Подробнее об автономных и интегрированных регистраторах данных с CAN-шинами компании Dewesoft:

Модули шины CAN от Dewesoft

Реализация шины CAN в регистраторах данных Одной из моделей регистраторов данных с шиной CAN начального уровня является DS-CAN2 компании Dewesoft.

DS-CAN2 2-channel CAN data loggerDS-CAN2 — двухканальный CAN-регистратор данных от Dewesoft

Этот небольшой регистратор может записывать данные шины CAN в течение длительного времени на съемную промышленную SD-карту емкостью 8 ГБ. Наблюдение с помощью шины CAN может выполняться для юридических целей, диагностики транспортных средств, исследований или технического обслуживания.

Реализация этих стандартных шин — положительный шаг для тех сфер применения, где эти протоколы уже используются, поскольку она упрощает интеграцию регистраторов данных.

Регистраторы данных GPS и ГЛОНАСС

С развитием спутниковых систем позиционирования ГЛОНАСС регистраторы данных также получили возможность записывать такие данные позиционирования, как долгота, широта и высота. 

Такие регистраторы данных просто встраиваются в приемник, совместимый с ГЛОНАСС, и могут очень точно регистрировать положение объекта на Земле. В дополнение к стандартным регистраторам данных ГЛОНАСС/GPS, мы также предлагаем инерциальные навигационные системы (INS) и инерциальные измерительные блоки (IMU), которые могут регистрировать дополнительные параметры, такие как ориентация, положение, скорость и ускорение.

GNSS receivers and Inertial Measurement UnitsGPS и инерциальные навигационные системы от Dewesoft 

Сферы применения регистраторов данных

  • Контроль уровня температуры и влажности в производственных помещениях, складских помещениях, больницах и других общественных объектах
  • Контроль температуры пищевых продуктов на всех этапах их переработки и транспортировки
  • Контроль показаний систем отопления, вентиляции и кондиционирования на промышленных и коммерческих объектах
  • Контроль производственных процессов всех видов
  • Контроль условий выращивания в теплицах и на фермах
  • Контроль параметров окружающей среды для фармацевтических препаратов в процессе производства и хранения
  • Контроль сейсмической активности в неблагоприятных сейсмоактивных зонах

Где необходимы регистраторы данных

Иногда применение регистраторов данных требуется отраслевыми и/или правительственными нормативными актами. Например:

  • Директива ЕС 92/1, а также правила Управления по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США предписывают наблюдение за продуктами питания на протяжении всего процесса приготовления, хранения и транспортировки и поддержание их температуры на требуемом уровне. Это идеальное применение для регистраторов данных, которые могут записывать температуру через регулярные промежутки времени в течение очень длительного периода времени.
  • Вакцины и другие лекарственные средства должны храниться при строгих температурных условиях во время производства, упаковки, хранения и транспортировки.
  • Работа систем отопления, вентиляции и кондиционированием в больницах и других общественных местах должна постоянно отслеживаться, чтобы обеспечить безопасность и комфорт людей. Измеряемые параметры включают не только температуру и влажность, но и определение уровня углекислого газа, вентиляцию и многое другое.
  • В Евросоюзе, США и других странах существуют различные требования, связанные с энергоэффективностью и потреблением энергии. Постоянное наблюдение и контроль — это единственный способ обеспечить и подтвердить соответствие требованиям.

Выводы

Регистратор данных является идеальным устройством для долгосрочных измерения с помощью датчиков напряжения, тока или температуры, которые продолжаются в течение нескольких дней, недель или месяцев. На рынке доступно большое количество недорогих и эффективных моделей от известных производителей.

Дополнительные ссылки

Для получения дополнительной информации о регистраторах данных, посетите соответствующую статью в Википедии.

In this article we will learn about Data Loggers, describing them with enough detail that you will:

  • See what a Data Logger really is
  • Learn about the key Data Logger features and capabilities
  • Understand how Data Loggers differ from data acquisition (DAQ) systems

Are you ready to get started? Let’s go!

What is Data Logger?

A data logger is a typically small and relatively inexpensive stand-alone recorder that monitors and records real-time data such as voltage, temperature, and current. A data logger is chosen instead of a data acquisition system when the application does not require high-speed recording, but it does require extended recording times. Data loggers are less expensive than DAQ systems.

Data loggers are the “workhorse” of recording instruments, recording for days, weeks or even years at a time, tirelessly recording millions of data points over extended periods of time. This process is commonly referred to as data logging.

Data loggers can be defined by looking at these basic characteristics:

  • Sample Rate
  • Input Types
  • Channel Count
  • Data Storage
  • Recording Times
  • User Interface
  • Local Monitoring
  • Power System
  • Cost

Data Logger Sampling Rate

Data loggers are made for largely slow signals, i.e., conditions that change slowly over a long period of time. Some data loggers are made to monitor for glitches and short circuits, which may not occur for days, weeks or months. Any physical or electrical property that can be converted to an electrical signal can be recorded by a data logger, within its bandwidth, of course. 

Common data logger sample rates are 1 S/s up to 100 S/s per channel. This is quite slow compared to modern digital DAQ systems. But low sample rates are why data loggers can record for such long periods of time.

Input Types

DATAQ data logger model DI-1110DATAQ data logger - model DI-1110
Image courtesy of DATAQ Instruments 

The sensor inputs built into data loggers are, with a few exceptions, limited to voltage, 4-20 mA current, temperature, humidity and pulse signals. They often use screw terminal type connectors because they are left in place for months or years at a time, and the signal connections, therefore, do not change very often.

4-20 mA current loop outputs are common among a wide variety of industrial sensors, including those that monitor water level, humidity, temperature, pressure, weather station sensors, door open/closed positions, and hundreds of more.

Learn more about sensors:

What Is a Sensor and What Do They Do guide

Channel Count

Data loggers provide anywhere from a single channel to 32 input channels, although four to eight-channel models are the most common. A few models offer more, up to 100 channels or more. Relatively few data logger applications require a large channel count, although they do exist. Multiple data loggers can be used to address very large channel count applications.

Check out Dewesoft's modern, digital data acquisition systems which offer DAQ system configurations from 1 .. 1000's of channels.

Dewesoft DAQ Systems


Low Channel Count Data Loggers

One example of a low channel count data logger is the GL240 from Graphtec Corporation. It features ten multi-function analog input channels, where each one can be configured for voltage, current or temperature.

The Graphtec GL240 model data loggerThe GL240 model data logger
Image courtesy of Graphtec Corporation

The GL240 has a built-in display and a simple user interface much like a TV remote control. It can acquire data to internal RAM or flash memory. Collected data can be transferred to a host computer via ethernet, USB or an optional WIFI interface. It can record up to 10 samples/second when all ten channels are being recorded. 

High Channel Count Data Loggers

One example of a high channel count data logger is the 2680 Series from Fluke Corporation. Each chassis can be expanded from 20 to 120 channels, and multiple systems can be connected together via TCP/IP on ethernet. 

Fluke data logger model 2680Fluke model 2680 data logger
Image courtesy of Fluke Corporation

This is a high-end data logger, with extremely high galvanic isolation and other capabilities well beyond the typical logger, so the cost is appropriately higher as well.

Like most models, it is a stand-alone data logger, but it can also be connected to a host computer for additional functionality.

Data Storage

Data loggers normally store recorded data to their internal non-volatile memory, which is later downloaded to an external computer for analysis. This memory is often measured in the kilobytes or megabytes (some data loggers do allow USB flash media to be used, which means that GB storage is possible in those systems). This is because of the low sample rates of data loggers: even if you’re recording 100 channels at 1 S/s with 16-bit resolution (requires 2 bytes per sample), that’s only 

100 * 1 * 2 = 200 samples per second

200 S * 3600 s = 720,000 samples per hour

After recording, data can be offloaded to external systems for long-term storage and analysis.

Because of their low sample rates, data loggers range from recording times measured in days, to those which can be measured in weeks or months.

Some data loggers offer hard-wired interfaces such as USB or Ethernet for streaming their data out to an external system for monitoring. An increasing number of them offer WIFI streaming.

Dewesoft's modern, digital data acquisition systems offer built-in SSD data logging capabilities that allow them to store, visualize, and analyze Gigabytes of recorder data.

Dewesoft DAQ Systems

User Interface

Data loggers normally provide either no interface at all or a basic numerical display. Some models, like the GL240 shown above, provide a relatively sophisticated display incorporating waveforms and numbers. 

Because they are sitting there recording for weeks or months at a time, no one is going to be standing there looking at them as they would do with a short, high-speed test using a modern DAQ system. 

Some data loggers are equipped with a web or HTTP interface, so connecting to them via ethernet and calling up their IP address in a web browser will allow the user to monitor their values in quasi-real-time.

Dewesoft DAQ systems offer easy to use data logging and extensive data visualization features.

Most data loggers offer drivers for programming environments such as DASYLab® and LabVIEW® - software programming suites offered by National Instruments, to name one. Using these tools engineers can create their own software interface to the data logger hardware. Some DAQ companies provide similar drivers for these programming tools, although they are more likely to include their own turn-key software applications.

Real-time Monitoring

 Extech data logger with LCD numeric displayData logger with LCD numeric display
Image courtesy of Extech

Some data loggers provide real-time monitoring capability in the form of a built-in LCD display that shows the numerical values being measured in real-time. Others may provide a wired or WIFI interface whereby another computer may access the data in real-time. If a data logger does not provide this, it is often necessary to wait until the test is stopped before the data can be accessed via an external computer.

After testing, data is typically offloaded to an external computer for analysis. Some loggers allow real-time monitoring via wired or wireless connection.

Power System

The typical small data logger is a battery-powered, low-power electronic device. Because of their low power draw, many of them can operate for hours without any external power. However, those which must record for extended periods of time require an external power source. The power supplies of small data loggers usually have a DC power input, while larger benchtop models have an AC power input.

Data Logger Pricing and Cost

A low-end data logger may cost as little as $100 USD. Mid-range data loggers vary in price from $500 to $3000 USD.

Bus-specific Data Loggers

Data loggers have generally avoided industry-standard instrumentation protocols like MODBUS and CAN BUS. However, this has been changing, and the adoption of these interfaces is slowly increasing. 

Modbus is a royalty-free communications protocol originally invented by Schneider electric. It is heavily used in supervisory control and data acquisition (SCADA) systems, and with programmable logic controllers (PLCs) in industrial applications. Its physical layer is RS485, which is easy to implement and maintain. This protocol is now managed by the Modbus Organization.

The Controller Area Network - better known as the CAN bus was originally developed as a messaging protocol to allow microcontrollers (such as the ECUs) within automobiles to communicate with each other without the need for a centralized computer. It was originally developed by Robert Bosch GmbH, a German automotive systems supplier.

But today, because of its standardization by ISO and broad acceptance across this major worldwide industry, it is used in a wide range of applications, including aerospace, general automation, robotics, and even in the medical industry for controlling prosthetic limbs. 

DAQ systems are increasingly able to interface with CAN, both reading data from the sensors on the bus, as well as writing data back out to CAN. DAQ systems from Dewesoft are a great example since their entire product line is CAN compliant.

Dewesoft offers high-speed CAN and CAN FD bus data acquisition systems that can record from 2, 4 or even 8 CAN bus systems simultaneously.

Dewesoft CAN bus data loggers and data acquisition systemsDedicated CAN bus DAQ interfaces from Dewesoft

Each of the CAN port on these Dewesoft models is isolated and utilizes high-speed CAN 2.0b standard. It should be noted that in addition to these dedicated CAN modules, CAN interfaces can be added to virtually every Dewesoft DAQ system.

Learn more about Dewesoft stand-alone and integrated CAN bus data loggers:

Dewesoft CAN bus modules

Data loggers are starting to embrace the CAN bus as well. One such entry-level CAN bus data logger is the DS-CAN2 from Dewesoft.

DS-CAN2 2-channel CAN data loggerDS-CAN2 - 2-channel CAN data logger from Dewesoft

This small logger can record CAN bus data for long durations, to a removable 8 GB industrial SD card. CAN bus monitoring can be done for legal, vehicle diagnostics, research, or maintenance purposes.

The use of these standard busses is a positive step in applications where these protocols are already in place, as it allows the data logger to be integrated quite easily.

GPS and GNSS data loggers

With the development of GNSS satellite positioning systems, data loggers have also embraced the possibility to log positioning data such as longitude, latitude, and altitude. 

These data loggers simply embed a GNSS compatible receiver and can log the position of the object on Earth very accurately. In addition to standard GNSS/GPS data loggers, we also have Inertial Navigation Systems (INS) and Inertial Measurement Units (IMU) that can also log additional parameters such as orientation, position, velocities, and accelerations.

GNSS receivers and Inertial Measurement UnitsDewesoft GPS and Inertial Navigation data loggers 

Common Data Logger Applications

  • Monitoring temperature and humidity levels in manufacturing environments, storage facilities, hospitals, and other public facilities
  • Monitor food temperature at all stages of processing and transportation
  • Monitor HVAC conditions in industrial and commercial facilities
  • Monitor manufacturing processes of all kinds
  • Monitor growing conditions in greenhouses and on farms
  • Monitor the environmental conditions for pharmaceuticals during manufacturing and storage
  • Monitoring seismic activities in the heavy seismic active areas.

Where Are Data Loggers Required

Sometimes data loggers are required by industry and/or government regulations. For example:

  • EC Directive 92/1, as well as FDA regulations in the USA, dictate that throughout its preparation, storage, and transportation, food must be monitored to ensure that temperatures were maintained at the required levels. This is the ideal application for data loggers which can record the temperature at regular intervals over a very long period of time.
  • Vaccines and other medicines must be kept within stringent temperatures during manufacturing, packaging, storage, and transportation.
  • HVAC systems in hospitals and other public places must be constantly monitored to ensure the safety and comfort of people using them. These include not just temperature and humidity but CO2 (carbon dioxide) level detection, ventilation, and more.
  • The EU, USA, and other countries have various requirements related to energy efficiency and consumption. Constant monitoring is the only way to ensure and prove compliance.

Summary

If you’re making long-term measurements of voltage, current, temperature, and related sensors that extend over days, weeks, and months, data loggers are ideal measuring instruments. They are typically low-cost and readily available from a range of capable manufacturers.

Additional References

To learn more about data loggers you can visit the Wikipedia data logger article?