В этой статье мы рассмотрим основные типы современных аналого-цифровых преобразователей (АЦП). Прочитав ее, вы сможете:

  • ознакомиться с технологиями, лежащими в основе каждого типа АЦП;
  • узнать об основных функциях и возможностях АЦП;
  • понять, какие типы АЦП лучше всего подходят для современных систем;
  • выяснить, какие два основных типа АЦП выбрала компания Dewesoft и почему.

 

Готовы? Начинаем!

 

Перейти к разделу

Что такое аналого-цифровой преобразователь (АЦП)?

Главные функции аналого-цифровых преобразователей

Основные типы аналого-цифровых преобразователей

АЦП последовательного приближения (РПП)

Дельта-сигма АЦП (ΔΣ)

Сдвоенные дельта-сигма АЦП

Что лучше? РПП или дельта-сигма?

Оптимальный инструмент для работы

Мультиплексирование или один АЦП на канал

Что такое частота выборки?

Искажение и опасность недостаточной частоты выборки

Что такое битовое разрешение и почему оно важно?

Выводы

 

Что такое аналого-цифровой преобразователь (АЦП)?

 Аналого-цифровые преобразователи (АЦП) являются одним из основных элементов современных систем сбора данных. Такие системы состоят из следующих базовых компонентов:

  • датчиков (см. справочник «Что такое датчики?»);
  • преобразователей сигналов (см. руководство «Что такое преобразование сигналов?»);
  • аналого-цифровых преобразователей (АЦП) (данная статья)
  • и какого-либо компьютера с ПО для сбора данных, позволяющего регистрировать и анализировать сигналы.

DAQ system shcemeАЦП играют большую роль в современных цифровых системах сбора данных

Главные функции аналого-цифровых преобразователей

Основное назначение АЦП в системе сбора данных заключается в преобразовании подготовленных аналоговых сигналов в поток цифровых данных, обрабатываемых системой сбора данных для отображения, хранения и анализа.

ADC converter schemeАЦП принимает аналоговый сигнал и преобразует его в цифровую форму

Основные типы аналого-цифровых преобразователей

Хотя на сегодняшний день существует пять основных типов АЦП, в сфере сбора данных все сводится к двум из них: 

  • АЦП последовательного приближения и
  • дельта-сигма. 

Другие типы тоже вполне эффективны, но лучше подходят для сфер применения, не связанных со сбором данных. Например, сдвоенные АЦП работают довольно медленно и поэтому применяются в основном в ручных вольтметрах.

Кроме того, существуют параллельные АЦП, которые обеспечивают чрезвычайно высокую частоту выборки, но их разрешение по амплитудной оси слишком низкое для нужд сбора данных. Конвейерные АЦП основаны на использовании нескольких параллельных преобразователей для повышения разрешения по амплитудной оси, но их возможности пока ограничены. 

Сравнение основных типов АЦП

Тип АЦП Преимущества Недостатки Макс. разрешение Макс. частота выборки
Сдвоенный Низкая стоимость Низкая скорость 20 бит 100 Гц
Параллельный Очень быстрый Низкое битовое разрешение 12 бит 10 ГГц
Конвейерный Очень быстрый Ограниченное разрешение 16 бит 1 ГГц
Последовательного приближения (РПП) Хорошее соотношение скорости и разрешения Отсутствие внутренней защиты от искажения 18 бит 10 МГц
Дельта-сигма (ΔΣ) Высокая динамическая производительность, защита от искажения Отставание на искусственных сигналах 32 бита 1 МГц

Таким образом, специалисты в области сбора данных остановились на АЦП последовательного приближения (РПП) и дельта-сигма (ΔΣ) АЦП. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и, следовательно, пригоден для решения определенных задач. Рассмотрим принцип работы каждого АЦП и сравним их:

АЦП последовательного приближения (РПП)

«Рабочая лошадка» сферы обработки данных  — это аналогово-цифровой преобразователь РПП. Он обеспечивает превосходный баланс скорости и разрешения и обрабатывает широкий спектр сигналов с отменной точностью. 

Этот преобразователь существует уже давно, поэтому модели РПП стабильны и надежны, а чипы относительно недороги. Они могут быть настроены как для простых АЦП-карт, где один АЦП-чип «совместно используется» несколькими входными каналами (мультиплексные АЦП-платы), так и для моделей, где каждый входной канал имеет свой собственный АЦП для одновременной выборки. 

Typical SAR block diagramБлок-схема типичного РПП

Аналоговый вход большинства АЦП составляет 5 В, поэтому почти все интерфейсы формирования сигнала преобразовывают его одинаково. Типичный АЦП последовательного приближения использует схему выборки и хранения, которая принимает преобразованное аналоговое напряжение от интерфейса преобразования сигнала.

Встроенная система обработки данных создает аналоговое опорное напряжение, равное выходному сигналу цифрового кода устройства выборки-хранения. Оба сигнала передаются в компаратор, который отправляет результат сравнения в РПП. Этот процесс продолжается в течение n последовательных раз, причем n является битовым разрешением самого АЦП, пока не будет найдено значение, ближайшее к фактическому сигналу.

АЦП последовательного приближения не имеют внутреннего механизма фильтрации-сглаживания, поэтому, если в системе сбора данных такой компонент не предусмотрен перед АЦП, при выборе слишком низкой частоты выборки ложные сигналы (они же «помехи») будут оцифрованы АЦП РПП. Искажение особенно проблематично, поскольку его невозможно исправить после оцифровки. 

Нет способа исправить его с помощью программного обеспечения. Оно должно быть предотвращено путем постоянной выборки на частоте, превышающей частоту Найквиста всех входных сигналов, либо путем фильтрации сигналов перед и внутри АЦП.

Дополнительные сведения см. в разделе «Искажение и опасность недостаточной частоты выборки» ниже

АЦП РПП — надежное решение для многих современных систем сбора данных. Они широко используются на рынке бюджетных устройств, поскольку их можно использовать в мультиплексном режиме, когда выборка по нескольким каналам осуществляется с помощью одного АЦП. Они также широко используются для устройств средней ценовой категории благодаря скорости и хорошему разрешению амплитудной оси. 

Из-за ограниченного разрешения амплитудной оси они не подходят для высокодинамичных измерений, включая шум, звук, удар и вибрацию, балансировку, обработку синусоидальных сигналов и т.д. Для таких сфер применения следует обратить внимание на дельта-сигма АЦП, как рассказывается в следующем разделе.

Дельта-сигма АЦП (ΔΣ)

Более новая технология — это дельта-сигма АЦП, использующие преимущества технологии ЦОС для повышения разрешения амплитудной оси и уменьшения высокочастотного шума квантования, присущего РПП.

Сложные и мощные дельта-сигма АЦП идеальны для динамических измерений, требующих как можно большего разрешения амплитудной оси. Именно их применяют при работе со звуком и вибрациями, а также во многих передовых системах сбора данных.

Typical Delta-Sigma ADC block diagramБлок-схема типичного дельта-сигма АЦП

Фильтр нижних частот, реализованный в процессоре ЦОС, практически исключает шумы квантования, что обеспечивает отношение «сигнал-шум», близкое к идеальному. 

Реализация этих чипов в системах сбора данных обычно подразумевает интерфейсную фильтрацию-сглаживание, что практически исключает оцифровку ложных сигналов. 

При интеграции на уровне аналогового интерфейса с максимально возможной частотой выборки по Найквисту, а затем динамически через ЦОС-процессор в соответствии с выбранной частотой выборки, производительность фильтрации-сглаживания этих АЦП просто превосходна.

Сдвоенные дельта-сигма АЦП — DualCoreADC®

Компания Dewesoft также воспользовалась преимуществами этих АЦП, объединив два преобразователя на каждом входном канале. Один АЦП настроен на низкий коэффициент усиления, а другой — на более высокий. Оба АЦП отслеживают сигнал одновременно, а запатентованная схема сравнивает их в реальном времени и использует тот, который имеет лучшее соотношение «сигнал-шум» в любой момент времени, объединяя параллельные цифровые сигналы в непрерывный единый поток со значительно расширенным динамическим диапазоном.

Dewesoft DualCoreADC diagramДиаграмма DualCoreADC от компании Dewesoft

Этот метод значительно расширяет динамический диапазон, чего невозможно было бы достичь с помощью одного АЦП. Он увеличивает динамический диапазон до целых 160 дБ. Компания Dewesoft запатентовала эту технологию, которая на рынке известна как DualCoreADC.

Видео про DualCoreADC от компании Dewesoft

Интересно отметить, что даже при очень медленных сигналах, таких как от большинства термопар, максимально возможное разрешение амплитудной оси делает эти дельта-сигма АЦП предпочтительнее АЦП РПП.

Представьте себе термопару, способную измерять температуру в диапазоне 1500° — чем больше амплитудная ось на АЦП, тем большее разрешение будет иметь сигнал температуры. Учтите, что каждый бит эффективно удваивает разрешение вертикальной оси.

Что лучше? РПП или дельта-сигма?

Каждая технология АЦП имеет свои преимущества. И поскольку сферы применения слишком различны, нельзя сказать, что одна из них лучше другой в целом. Тем не менее, можно утверждать, что одна из них лучше другой по ряду критериев современных систем:

Критерий АЦП последовательного приближения Дельта-сигма (ΔΣ) АЦП
Требуется максимальное разрешение амплитудной оси (даже для медленных сигналов, таких как термопары) Обычно максимум 16 или 18 бит Предпочтительнее. Разрешение 24 бита фактически является современным стандартом среди дельта-сигма плат.
Необходимо использовать недорогую мультиплексную АЦ-плату
Единственный вариант. Можно мультиплексировать один АЦП РПП на нескольких каналах для создания недорогих систем сбора данных, если небольшие искажения не критичны.
Н/Д
Требуется максимально возможная частота выборки
Предпочтительнее. Существуют АЦП последовательного приближения для сбора данных с частотой выборки до 10 Мвыб./с.
Встроенный ЦОС-процессор ограничивает макс. частоту выборки дельта-сигма АЦП по сравнению с АЦП РПП.
Желательна фильтрация-сглаживание Дорого и сложно добавить в АЦП последовательного приближения. Предпочтительнее, поскольку фильтрация-сглаживание встроена в дельта-сигма АЦП.
Требуется максимальное соотношение «сигнал-шум»   Единственный вариант. Возможно достижение 160 дБ с помощью запатентованной технологии DualCoreADC® компании Dewesoft.
В основном будут регистрироваться искусственные сигналы (например, прямоугольные) Лучше воспроизводит прямоугольные волны.  

 

Подробнее о различных типах АЦ-преобразователей:

Полное руководство по аналого-цифровым преобразователям

 

Оптимальный инструмент для работы

Хотя знаковыми решениями Dewesoft являются 24-битные дельта-сигма АЦП и технология DualCoreADC, компания также использует 16-битные АЦП последовательного приближения для достижения максимальной частоты выборки 1 Мвыб./с в линейке систем сбора данных SIRIUS. 

К ним относятся высокоскоростные преобразователи сигналов SIRIUS HS. В преобразователях сигналов стандартной и HD-серии используются 24-битные дельта-сигма АЦП.

Преобразователи сигналов SIRIUS HS реализуют мощную фильтрацию-сглаживание в форме фильтрации 100 кГц 5-го порядка. В цифровой области предусмотрен дополнительный фильтр (Бесселя, Баттерворта (или обходной) на выбор) вплоть до 8-го порядка.

Мощная фильтрация-сглаживание встроена во все 24-битные преобразователи сигналов АЦП от Dewesoft.

Ознакомьтесь с системами сбора данных компании Dewesoft с передовым преобразованием сигналов

Dewesoft DAQ Systems

Мультиплексирование или один АЦП на канал

Очень часто в недорогих системах сбора данных, таких как регистраторы данных или промышленные системы управления, используются мультиплексные АЦ-платы, поскольку они дешевле, чем реализация отдельных чипов АЦП на каждый входной канал.

В мультиплексной АЦП-системе один аналого-цифровой преобразователь используется для преобразования нескольких сигналов из аналоговой формы в цифровую. Это реализуется путем мультиплексирования аналоговых сигналов в АЦП по одному.

Это более экономичный подход, однако невозможно точно выровнять сигналы по оси времени, поскольку только один сигнал может быть преобразован за один раз. Поэтому между каналами всегда существует временной перекос. Если небольшие искажения некритичны в данной сфере применения, то это необязательно плохо. То же самое относится и к аналоговым устройствам, используемым в системе: важен выбор оптимального решения с учетом функциональности и срока службы.

Кроме того, поскольку максимальная частота выборки всегда делится на количество считываемых каналов, максимальная частота выборки на канал в мультиплексных системах обычно ниже, за исключением случаев, когда регистрируется только один или небольшое число каналов.

Что касается современных систем сбора данных, мультиплексные АЦП используются в основном в бюджетных решениях, где стоимость важнее точности или скорости.

Что такое частота выборки?

Скорость, с которой преобразуются сигналы, называется частотой выборки. Некоторые области применения, такие как большинство измерений температуры, не требуют высокой скорости, поскольку сигналы изменяются не очень быстро.

Однако при анализе напряжения и силы переменного тока, ударов и вибрации, а также во многих других сферах применения требуются частоты выборки, составляющие десятки или сотни тысяч выборок в секунду и более. Частота выборки обычно называется осью измерения T (или X).

Sampling rate in data acquisition schemeАналоговый сигнал, регистрируемый АЦП

Компания Dewesoft предлагает системы сбора данных с максимальными частотами выборки, как показано ниже:

Модель Вариант Интерфейс Макс. частота выборки (на канал)
SIRIUS Dual Core USB 200 квыб./с
SIRIUS MINI Dual Core USB 200 квыб./с
SIRIUS Dual Core EtherCAT 20 квыб./с
SIRIUS HD (высокая плотность) USB 200 квыб./с
SIRIUS HD (высокая плотность) EtherCAT 10 квыб./с
SIRIUS HS (высокая скорость) USB 1 Мвыб./с
DEWE-43A Стандартн. USB 200 квыб./с
KRYPTON Многоканальный EtherCAT 20 квыб./с
KRYPTON Одноканальный EtherCAT 40 квыб./с
IOLITE Стандартн. EtherCAT 20 квыб./с

Искажение и опасность недостаточной частоты выборки

Понимание характера сигналов и их максимально возможных частот является важной частью точных измерений. Предположим, мы хотим измерить выходной сигнал акселерометра. 

Если мы ожидаем, что он будет испытывать колебания с максимальной частотой 100 Гц, мы должны установить частоту выборки по крайней мере в два раза больше (принцип Найквиста). На практике же для получения качественного сигнала лучше устанавливать частоту выборки в 10 раз больше. Поэтому в этом случае мы устанавливаем частоту выборки 1000 Гц и выполняем измерение.

Теоретически все как надо, но что, если частота сигнала при высокой амплитуде не увеличилась? Если это так, то наша система не сможет точно измерить или преобразовать сигнал. Кроме того, измеренные значения могут оказаться вовсе неверными.

Чтобы представить себе искажения из-за недостаточной частоты выборки, посмотрите старый фильм про проезжающий вагон, когда камеры еще снимали со скоростью 24 кадра в секунду: при разных скоростях это может выглядеть так, как будто колеса вращаются назад или же вообще не двигаются.

Это своего рода стробоскопический визуальный эффект, вызванный гармонической зависимостью между частотой вращения колеса и скоростью съемки камеры. Возможно, вам попадались видео, где кажется, что вертолет висит в воздухе, а его лопасти вообще не двигаются. Это происходит, если выдержка камеры была синхронизирована со скоростью вращения лопастей вертолета.

Это несущественно для кинематографии, но если мы занимаемся наукой, для нас невозможно серьезно полагать, что колеса автомобиля вращаются назад, а быстро вращающиеся лопасти вертолета не двигаются.

С точки зрения оцифровки сигналов напряжения с помощью АЦП важно, чтобы частота выборки была установлена соответствующим образом. Если задать слишком высокое значение, мы потратим впустую вычислительную мощность и в конечном итоге получим файлы данных, которые слишком велики и неудобочитаемы. Слишком низкая частота выборки, в свою очередь, порождает две проблемы:

  1. утрата важных компонентов динамического сигнала;
  2. получение ложных (искаженных) сигналов (если в системе отсутствует фильтрация-сглаживание).

Demonstration of a false signal (alias) in black, caused by sampling too infrequently compared to the original signal.Наглядный пример слишком низкой частоты выборки: исходный сигнал и результат (в черном цвете) — ложный сигнал (шум).

Предотвращение искажения

Решения Dewesoft предотвращают искажение благодаря использованию 24-битных АЦП со встроенными фильтрами сглаживания. Эти фильтры работают в несколько этапов. Один из этапов включает автоматическую настройку на частоту Найквиста (обычно около 40%) от выбранной частоты выборки. Таким образом, даже если вы выберете слишком низкую частоту выборки, ложные или «искаженные» сигналы не смогут испортить измерение.

Что такое битовое разрешение и почему оно важно?

В эпоху зарождения сбора данных 8-битные АЦП были обычным явлением. На момент написания этой статьи 24-битные АЦП являются стандартом для большинства систем сбора данных, предназначенных для проведения динамических измерений, а 16 бит считаются минимальным разрешением для сигналов в целом. Существует ряд бюджетных систем, использующих 12-битные АЦП.

Поскольку каждый бит разрешения эффективно удваивает разрешение преобразования, системы с 24-битными АЦП обеспечивают 2^24 = 16 777 216. Таким образом входной одновольтный сигнал можно разделить на более чем 16 миллионов шагов по оси Y. 

16 777 216 шагов для 24-битного АЦП значительно лучше, чем максимальные теоретические 65 656 шагов для 16-битного АЦП. Таким образом, чем выше разрешение, тем лучше форма и точность волновых функций. То же самое применимо и к оси времени.

24-bit resolution (blue) vs. 16-bit resolution (red)Сравните 24-битное разрешение (оранжевый) и 16-битное (серый)

Технология DualCoreADC® и почему она важна

Одной из давних инженерных проблем с амплитудной осью является динамический диапазон. Например: что делать, если у нас есть сигнал, который обычно составляет менее 5 вольт, но иногда может резко колебаться вверх? Если мы установим разрешение АЦП в расчете на 0–5 В, то система будет полностью перегружена, если сигнал превысит этот уровень. 

Одним из решений было бы задействовать два канала, настроенных на разные коэффициенты усиления; и на один из них направлять данные 0–5 В, а на другой — с более высокой амплитудой. Но это очень неэффективно: мы не можем использовать два канала для каждого входного сигнала — это вдвое снизит производительность системы сбора данных. Также усложнится и затянется анализ данных после каждого измерения. 

Технология DualCoreADC® от компании Dewesoft решает эту проблему путем использования двух отдельных 24-битных АЦП на канал, а также автоматического переключения между ними в режиме реального времени и создания единого непрерывного канала. Эти два АЦП всегда измеряют высокий и низкий коэффициент усиления входного сигнала. Благодаря этому достигается полное измерение диапазона датчика и предотвращается отсечение сигнала.

Видео, объясняющее технологию DualCoreADC от компании Dewesoft

Благодаря технологии DualCoreADC® системам сбора данных SIRIUS удается достичь соотношения «сигнал-шум» 130 дБ и более 160 дБ в динамическом диапазоне. Это в 20 раз лучше, чем могут обеспечить типичные 24-битные системы.

Выводы

Выбор технологии АЦП должен основываться на условиях применения. Если вы в основном имеете дело со статическими и квазистатическими (медленными) сигналами, вам нужна не сверхскоростная система, а как можно большее разрешение амплитудной оси. 

Фиксированные системы, используемые в промышленности, как правило, имеют стандартные требования, что упрощает задачу выбора.

Выбор в случае систем сбора данных сложнее: одна и та же система должна удовлетворять разным сферам применения. Прежде всего необходимо учитывать оптимальную производительность и защиту от шума, искажения и износа.

Ознакомьтесь с системами сбора данных компании Dewesoft с передовыми возможностями преобразования сигналов

Dewesoft DAQ Systems

In this article we will review the major types of A/D converters (ADCs) in use today, describing each with enough detail that you will:

  • See the basic technology of each type of ADC
  • Learn about the key ADC features and capabilities
  • Understand which ADC types work best for today’s applications
  • Find out which two major ADC types Dewesoft has selected, and why

Are you ready to get started? Let’s go!

What is A/D Converter (ADC)?

The Analog-to-Digital Converter (ADC) is one of the fundamental building blocks of modern data acquisition systems (aka DAQ or DAS systems). These systems are comprised of the following basic components:

DAQ system shcemeADC converters play a big role in the modern digital data acquisition systems

What Do A/D Converters Do?

The main purpose of the A/D converters within a data acquisition system is to convert conditioned analog signals into a stream of digital data so that the data acquisition system can process them for display, storage, and analysis.

ADC converter schemeADC converter takes an analog signal and converts it into the digital domain

Main Types of A/D Converters

Although there are really five major types of ADCs today, in the modern DAQ world, it really comes down to two of them: 

  • successive approximation and
  • delta-sigma. 

The other types are perfectly fine but are better suited to non-DAQ applications. For example, dual-slope ADCs are quite slow and are thus found mostly in handheld voltmeters.

And then there are flash ADCs that offer extremely high sample rates but amplitude axis resolution that is too low for DAQ applications. Pipeline converter ADCs is an approach that uses multiple flash converters to enhance amplitude axis resolution but they are still limited in that area. 

Comparison of major ADC Types

ADC Type Pros Cons Max Resolution Max Sample Rate
Dual Slope Inexpensive Low speed 20 bits 100 Hz
Flash Very fast Low bit resolution 12 bits 10 GHz
Pipeline Very fast Limited resolution 16 bits 1 GHz
SAR Good speed/resolution ratio No inherent anti-aliasing protection 18 bits 10 MHz
Delta-sigma (ΔΣ) High dynamic performance, inherent anti-aliasing protection Hysteresis on unnatural signals 32 bits 1 MHz

So again, the DAQ world has settled on SAR (successive approximation) ADCs and delta-sigma (ΔΣ) ADCs. Each has its own advantages and disadvantages and thus suitability for certain applications. Let’s look at how each ADC works and compare them:

Successive Approximation ADCs (SAR)

The “bread and butter” ADC of the DAQ world is the SAR analog-to-digital converter. It offers an excellent balance of speed and resolution and handles a wide variety of signals with excellent fidelity. 

It’s been around for a long time, therefore SAR designs are stable and reliable, and the chips are relatively inexpensive. They can be configured for both low-end A/D cards, where a single ADC chip is “shared” by multiple input channels (multiplexed A/D boards), or in configurations where each input channel has its own ADC for true simultaneous sampling. 

Typical SAR block diagramTypical SAR block diagram

The analog input of most ADCs is 5V, which is why nearly all signal conditioning front-ends provide a conditioned output that is the same. The typical SAR ADC uses a sample-and-hold circuit that takes in the conditioned analog voltage from the signal conditioning front-end.

An onboard DAC creates an analog reference voltage equal to the digital code output of the sample and holds a circuit. Both of these are fed into a comparator which sends the result of the comparison to the SAR. This process continues for “n” successive times, with “n” being the bit resolution of the ADC itself, until the closest value to the actual signal is found.

SAR ADCs do not have any inherent anti-aliasing filtering (AAF), so unless this is added before the ADC by the DAQ system, if the engineer selects too low of a sample rate, false signals (aka “aliases”) will be digitized by the SAR ADC. Aliasing is particularly problematic because it is impossible to correct it after digitization. 

There is no way to fix it with software. It must be prevented either by always sampling faster than the Nyquist frequency of all input signals or by filtering the signals before and within the ADC.

For more details see Aliasing and the Danger of Under-sampling below

SAR ADCs are a solid choice for many DAQ systems in use today. These are widely used at the low-end of the market since they can be used in a multiplexed fashion where multiple channels are sampled with one ADC. But they are also widely used in the middle of the market due to their speed and good amplitude axis resolution. 

Because of their limited amplitude axis resolution, they are not well-suited for high dynamic applications such as noise, audio, shock and vibration, balancing, sine processing, etc. For those applications, engineers should turn to delta-sigma ADCs, as discussed in the next section.

Delta-sigma ADCs (ΔΣ)

A newer ADC design is the delta-sigma ADC, which takes advantage of DSP technology in order to improve amplitude axis resolution and reduce the high-frequency quantization noise inherent in SAR designs.

The complex and powerful design of delta-sigma ADCs makes them ideal for dynamic applications that require as much amplitude axis resolution as possible. This is why they are commonly found in audio, sound and vibration, and a wide range of high-end data acquisition applications.

Typical Delta-Sigma ADC block diagramTypical Delta-Sigma ADC block diagram

A low-pass filter implemented in a DSP eliminates virtually quantization noise, resulting in excellent signal-to-noise performance. 

The implementation of these chips for data acquisition applications usually involves a heavy concentration on front-end anti-aliasing filtering (AAF), making it virtually impossible to digitize false signals. 

When integrated at the analog front end at the Nyquist of the top possible sample rate, and then dynamically via the DSP according to the selected sample rate, the AAF performance of these ADCs is superb.

Dual Delta-sigma ADCs - DualCoreADC®

Dewesoft has further taken advantage of these ADCs by combining two of them on each input channel. One ADC is set to a low gain and the other is set to a higher gain. Both ADCs monitor the signal at the same time, and a proprietary circuit compares them in real-time and uses the one with the best signal-to-noise ratio at any moment in time, merging the parallel digital signals into a seamless single stream with greatly enhanced dynamic range.

Dewesoft DualCoreADC diagramDewesoft's DualCoreADC diagram

This technique greatly enhances the dynamic range that would be otherwise impossible to reach with a single ADC. It increases the dynamic range to as much as 160 dB. Dewesoft has patented this technology, which is called DualCoreADC on the market.

Dewesoft's DualCoreADC video

It is interesting to point out that even with very slow signals like from most thermocouples, that the greatest possible amplitude axis resolution makes these delta-sigma ADCs preferable to SAR ADCs.

Imagine a thermocouple capable of measuring across a 1500° span - the more amplitude axis you have at the ADC, the more resolution the temperature signal will have. Keep in mind that each bit effectively doubles the vertical axis resolution.

Which Is Better? SAR or Delta-Sigma?

Each ADC technology has its place. And because applications are so different, it is impossible to say one is better than another overall. However, it is absolutely possible to say one of them is better than another with respect to one or more of today’s applications requirements:

Criterion SAR ADCs Sigma-Delta (ΔΣ) ADCs
When the best amplitude axis resolution is needed (even for slow signals like thermocouples!). Normally 16 or 18 bits maximum. Better choice. 24-bit is the de facto standard among ΔΣ cards today.
When an inexpensive multiplexed AD card must be used.
Only choice. It’s possible to MUX a single SAR ADC for multiple channels to create inexpensive DAQ systems when small-time skew errors are not an issue.
N/A
When the highest possible sample rate is required.
Better choice. There are SAR ADCs for data acquisition with up to 10 MS/s sampling.
On-board DSP processing limits the top sample rate of ΔΣ ADCs compared to SAR ADCs.
When AAF (anti-aliasing filtering) is desired. Expensive and complex to add to SAR ADCs. A better choice, since AAF is inherent to ΔΣ ADCs.
When the highest signal-to-noise ratio is needed.   The only choice. Possible to achieve up to 160dB with Dewesoft’s proprietary DualCoreADC® technology.
When mostly unnatural signals will be recorded (such as square waves). Better at representing square waves.  

The Right Tool For the Job

Although Dewesoft is famous for using 24-bit sigma-delta ADCs, and have innovated greatly with DualCoreADC technology, they also use 16-bit SAR ADCs in order to achieve 1 MS/s maximum sample rate in the SIRIUS DAQ systems product line. 

These are the SIRIUS HS (high speed) signal conditioners that are available within that line. The standard and HD series signal conditioners utilize 24-bit sigma-delta ADC cards.

SIRIUS HS signal conditioners implement powerful AAF filtering in the form of 5th order 100 kHz anti-aliasing filtering. There is an additional filter in the digital domain selectable among Bessel, Butterworth (or bypass), up to the 8th order.

Powerful anti-aliasing filtering is built into all 24-bit ADC signal conditioners from Dewesoft.

Check out Dewesoft's data acquisition systems with high-end signal conditioning

Dewesoft DAQ Systems

Multiplexed or Single ADC per Channel

Very often in lower-end DAQ systems, such as data loggers or industrial control systems, multiplexed A/D cards are used, because they are less expensive than A/D cards which have a separate ADC chip per input channel.

In a multiplexed ADC system, a single analog-to-digital converter is used to convert multiple signals from analog to digital domain. This is done by multiplexing the analog signals one at a time into the ADC.

This is a lower-cost approach but it is not possible to precisely align the signals on the time axis, because only one signal can ever be converted at a time. Therefore, there is always a time skew between channels. If a small-time skew error is irrelevant in a given application, then it is not necessarily a bad thing. The same goes for the analog devices used within the system - choosing the best fit for the application in terms of form, fit, function and avoiding obsolescence are driving factors.

In addition, since the maximum sample rate is always divided by the number of channels being sampled, the top sample rate per channel is usually lower in multiplexed systems, except in cases where only one or a few channels are being sampled.

In today’s data acquisition systems, multiplexed ADC systems are employed primarily by low-end DAQ systems, where cost is more important than precision or speed.

What is the Sampling Rate?

The rate at which the signals are converted is called the sample rate. Certain applications, such as most temperature measurements, do not require a high rate since the signals do not change very rapidly.

However, AC voltages and currents, shock and vibration, and many other applications require sample rates in the tens or hundreds of thousands of samples per second or more. The sample rate is usually referred to as the T (or X) axis of measurement.

Sampling rate in data acquisition scheme
Analog signal as sampled by the A/D converter

Dewesoft offers DAQ systems with maximum sample rates, as shown here:

Model Variant Interface Max. Sample Rate (per channel)
SIRIUS Dual Core USB 200 kS/s
SIRIUS MINI Dual Core USB 200 kS/s
SIRIUS Dual Core EtherCAT 20 kS/s
SIRIUS HD (high density) USB 200 kS/s
SIRIUS HD (high density) EtherCAT 10 kS/s
SIRIUS HS (high speed) USB 1 MS/s
DEWE-43A Standard USB 200 kS/s
KRYPTON Multi-channel EtherCAT 20 kS/s
KRYPTON One channel EtherCAT 40 kS/s
IOLITE Standard EtherCAT 20 kS/s

Aliasing and the Danger of Under-sampling

Understanding your signals and their highest possible frequencies is an important part of getting accurate measurements. For example, let’s say that we want to measure the output of an accelerometer. 

If we expect it to experience vibrations with a maximum frequency of 100 Hz, we must set the sample rate to at least double that (the Nyquist frequency), but in practice ten times oversampling is better in order to get a good quality representation of the signal shape. So in this example, we set the sample rate to 1000 Hz and do the measurement.

Theoretically, everything should be fine, but how do we know that the signal didn’t really go much higher in frequency at a considerable amplitude? If it did, then our system would not accurately measure or convert the signal. And, in fact, if this is taken to an extreme, the measured values could even be completely wrong.

To understand aliasing, watch an old movie where a camera was filming at 24 frames per second as a wagon rolled by - at various speeds it can look like the wheels are spinning backward, or even not moving at all.

This is a kind of stroboscopic visual effect caused by the harmonic relationship between the rotational frequency of the wheel versus the picture-taking rate of the camera. Perhaps you’ve seen videos where a camera’s shutter speed was synchronized with a helicopter’s blades, where it appears that the helicopter is hanging in the air, it’s blades not moving at all.

In the case of a movie or an entertaining video it does not matter, but when making a scientific measurement, if we really believe that the wheels of a car are spinning backward, or that a helicopter’s blades are not moving, when in fact they are going quite fast, we have a real-world measurement problem.

In terms of digitizing voltage signals with our ADC, it is important that the sample rate is set appropriately. If we set it too high, we waste processing power and end up with data files that are unnecessarily large and unwieldy. But if we set it too low, we could have two problems:

  1. Missing vital dynamic signal components
  2. Ending up with false (“alias”) signals (if the system lacks anti-aliasing filtering)

Demonstration of a false signal (alias) in black, caused by sampling too infrequently compared to the original signal.Demonstration of a false signal (alias) in black, caused by sampling too infrequently compared to the original signal.

Preventing Aliasing

Dewesoft products prevent aliasing from happening by using 24-bit ADCs that have anti-aliasing filters (AAF) built into them. These filters work in several stages, including one stage that adjusts automatically to the Nyquist frequency (usually about 40%) of the selected sample rate. So even if you select too low of a sample rate, false or “alias” signals cannot ruin the measurement.  

What is Bit Resolution and Why Does It Matter?

In the early days of data acquisition, 8-bit ADCs were common. As of this writing, in the world of DAQ systems, 24-bit ADCs are standard among most data acquisition systems designed to make dynamic measurements, and 16-bit ADCs are commonly considered the minimum resolution for signals in general. There are some low-end systems utilizing 12-bit ADCs.

Because each bit of resolution effectively doubles the possible resolution, systems with 24-bit ADCs provide 2^24 = 16,777,216. Thus, an incoming one-volt signal can be divided into more than 16 million steps on the Y-axis. 

16,777,216 steps for a 24-bit ADC is dramatically better than the maximum theoretical 65,656 steps of a 16-bit ADC. Thus the appearance of waveshapes is accordingly more accurate and has a lot more precision, the more resolution you have. This applies to the time axis, too.

24-bit resolution (blue) vs. 16-bit resolution (red)24-bit resolution (red) vs. 16-bit resolution (gray)

DualCoreADC® Technology and Why It Matters

On the amplitude axis, one challenge that engineers have faced for years is the dynamic range. For example: what if we have a signal that is usually less than 5 volts, but at times can range upward dramatically? If we set the resolution of the ADC to accommodate the 0-5V data, the system will be totally overloaded when the signal rises past that. 

One solution would be to use two channels set to different gains and refer to one of them for the 0-5V data, and to the other one for the higher amplitude data. But this is very inefficient - we can’t possibly use two channels for every input signal - we would need twice as many DAQ systems in order to do the same work. In addition, it would make data analysis after each test much more complex and time-consuming. 

Dewesoft’s DualCoreADC® technology solves this problem by using two separate 24-bit ADCs per channel, and automatically switching between them in real-time and creating a single, seamless channel. These two ADCs always measure the high and low gain of the input signal. This results in the full possible measuring range of the sensor and prevents the signal from being clipped.

Video explaining Dewesoft's DualCoreADC technology

With DualCoreADC® technology SIRIUS DAQ systems achieve more than 130 dB signal to noise ratio and more than 160 dB in dynamic range. This is 20 times better than typical 24-bit systems with 20 times less noise.

Summary

The choice of which ADC technology to employ should always be based on application requirements. If you are measuring primarily static and quasi-static (slow) signals, you obviously don’t need a super-high-speed system, but you probably want one with as much amplitude axis resolution as possible. 

Fixed systems used in the industry typically have requirements that do not change much, and it’s usually easier to choose a system.

For everyday DAQ systems, however, it’s a bit more challenging since these systems are used in a variety of applications over time. The key is to select one which has the best overall performance and protections against noise, aliasing, and obsolescence.

Check out Dewesoft's data acquisition systems with high-end signal conditioning

Dewesoft DAQ Systems